Шынгырлауский район
Чиликская СОШ,
директор Бисенгалиева
Гульнара Бакытжановна
Доклад на тему: "Формы организации профильного обучения в ресурсном центре"
"Я призываю нашу молодежь активно осваивать рабочие специальности. Нужно осваивать рабочие профессии".
Из Послания Народу Казахстана на 3 декабря 2015 года Президента нашей страны Н.А.Назарбаева
Концепция развития образования РК до 2015 года определяет цель: формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, самореализовываться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно- ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира. Одной из приоритетных задач стоящих перед школой является создание условий для получения профессиональных навыков с целью обеспечения конкурентноспособности обучающихся на рынке труда; для обеспечения дополнительного образования и воспитания обучающихся. Успешная реализация профильного обучения в старшей школе невозможна без предпрофильной подготовки, призванной создавать условия для повышения готовности подростков к самоопределениюи сознательности выбору варианта будущего обучения. В нашем ресурсном центре обучаются учащиеся из 6-х, 7-х классов МКШ/Жанатурмысская ОШ
Основной задачей, стоящей перед ресурсным центром в ранней предпрофильной подготовке являются:
1.Ранняя профориентация учащихся к
профессии в условиях сельской местности
На сегодняшний день в ресурсном центре используется три подхода к ранней профориентации: информационный, диагностический, развивающий.
Информационный подход- обеспечение разнообразной достоверной информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места. В этом плане эффективными зарекомендовали себя профориентационные формы работы: встречи с предпринимателями района Камзаевой Мариям Алавердиевной, У ндагаговой Балхия Акториевной, Шунаевым Галымгереем. В ходе встречи предприниматели рассказывали учащимся о том как начать свое дело, какие были затруднения, как планировали свою предпринимательскую деятельность в самом начале, ознакомили с особенностями присущими предпринимательству. Учителями ресурсного центра и малокомплектной школы в период сессионных занятий в ресурсном центре были организованы беседы, презентации, классные часы, акции на темы: "Моя будущая профессия", "В мире профессий", "Я выбираю профессию", "Азбука профессий". Цель данных занятий: дать учащимся профессиональную ориентацию в современном мире, расширить мировоззрение учащихся в отношении профессий, ознакомить учащихся со спецификой той или иной профессии. Педагогический коллектив пришкольного интерната проводил в этом направлении: КВН "Еңбек бәрін жеңбек", встречи с представителями различных профессий , являющихся воспитанниками данного интерната. Живой интерес у учащихся представляют экскурсии с целью профориентации: в период сессий были организованы экскурсии в Шыңғырлауский колледж, в пограничную заставу, в пожарную часть, в райбиблиотеку, в шынгырлаускую спортивную школу /учащихся знакомили с конным видом спорта в районе/.
Необходимо отметить, что именно после посещения экскурсий учащиеся сделали свой выбор в профессии. В своих пожеланиях по окончании сессий, учащиеся из МКШ выразили желание на будущее продолжить экскурсии в вышеуказанные организации. Было выявлено также, что при организации экскурсий учащиеся пополняют свои знания о профессиях того или иного вида. В реальности знакомятся с навыками и умениями, которые присутствуют при экскурсиях. Во время 2 сессий 2015-2016 учебного года 28 января в РЦ был проведен "День профориентации". Он включал в себя 1. Акцию "Я выбираю профессию". 2. Тренинг "О будущей профессии". 3. Встреча в районной библиотеке. "Кем я буду". 4. Распространение памяток "Как нужно выбирать профессию".
Диагностико-консультационный подход - установление соответствия тому или иному виду деятельности путем сопоставления особенностей учащихся профессиям. Психологами школы были проведены: анкетирование "Моя будущая профессия", тренинг "Я и моя будущая профессия", профориентационный тест с целью выявления склонностей и особенностей учащихся к той или иной профессиональной сфере. Цель данных методов работы заключается в том, чтобы дать учащимся возможность самоопределиться в выборе будущей профессии, оценить свой потенциал в профориентации. Развивающий подход - формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанного построения своего профессионального пути, осуществление учащимися профессиональной пробы. На данном этапе мы не стали останавливаться и дальнейшими нашими действиями стали: участие учащихся в мастер-классах, организованных в Шынгырлауском колледже мастерами производственного дела по рабочим специальностям: "Штукатур-маляр", "Каменщик", "Слесарное дело", "Водитель легковых и грузовых машин", "Поварское дело". Учащиеся с удовольствием участвовали в мастер-классах, активно пробовали на практике тонкости рабочих специальностей. И это им очень понравилось. В новом учебном году данная работа будет продолжена.
В системе ранней предпрофильной подготовки учащихся в нашем ресурсном центре очень хорошо себя зарекомендовали связь с учебными заведениями дополнительного образования. Коллектив ресурстного центра в целях приобщения любви и уважения к народному ремеслу, формирование интереса к техническому творчеству, создание условий для профессиональной ориентации сотрудничает с центром внешкольной работы. В период сессионных занятий учащиеся ресурсного центра совершали экскурсии в Шынгырлауский центр внешкольной работы. На последней сессии текущего года учащиеся ресурсного центра участвовали в уроках, проводимых руководителями кружков центра внешкольной работы: "Сәндік-қолданбалы өнер", "Роботехника", "Ағаш шебері". Необходимо систематически участвовать на уроках данного типа.
Наши социальные партнеры: 1. Шынгырлауский колледж. 2. Центр внешкольной работы. 3. Палата предпринимателей по Западно-Казахстанской области.
В деятельности ресурсного центра существует такая форма работы: как ведение уроков бизнеса. Учащиеся на уроках знакомятся с основами бизнес грамотности, учатся разрабатывать сови собственные бизнес-проекты для среднего и малого бизнеса. Уроки бизнеса проводятся на основе руководства "Сто проектов для бизнеса: особенность проводимой данной работы заключается в том, что бизнес-проекты направленны на сельскую местность: выращивание картофеля, сахарной свеклы, кукурузы, разведение овец, домашних птиц, производство цеха по переработке кожи. И создавая свои бизнес-проекты, дети ориентируются на свой родной поселок - Шоқтыбай. Есть небольшие результаты: учащиеся помогая по дому, разводят в домашних условиях кроликов, овец, домашних птиц, занимаются огородничеством. Помогают родителям сбыть молочную продукцию, масло, мясо домашних птиц, курт. Отзывы родителей положительные в этом направлении. В период межсессионных занятий учащиеся работают над бизнес-проектами и на конференции по итогам межсессионных заданий они защищают свои работы в ресурсном центре.
На сегодняшний день актуальной темой выступает адаптация учащихся к жизни после школы, освоение профессии, ознакомление с основами предпренимательской деятельности, так как все это ориентирует ученика после окончания школы быть конкурентоспособным на рынке труда. И в связи с этим ресурсный центр активно сотрудничает с Чингирлауским филиалом предпринимателей по ЗКО. На встречах с учащимися социальные партнеры знакомят учащихся с основами предпринимательской деятельности, с мероприятиями по развитию малого и среднего бизнеса на селе: это поддержка личного хозяйства, субсидии на приобретение техники, горюче-смазочного материала, племенного скота, зерновых и овощных культур. Все это наглядная картина для того чтобы учащиеся остались на селе, в родном краю, повысить интерес к сельскому хозяйству.
С момента открытия ресурсного центра прошло немного времени, проведена определенная работа в данном направлении. И в дальнейшем ресурсный центр планирует продолжить вышеуказанную работу: ранняя предпрофильная подготовка учащихся при содействии социальных партнеров (Палата ЗКО, Шынгырлау колледж, ЦВР).
Таким образом удовлетворяя образовательные потребности, формируя общую культуру обучающихся наш ресурсный центр ставит основной задачей - на основе ранней предпрофильной подготовки учащихся, подготовка учащихся к послешкольной жизни в конкурентноспособном мире.
22.06